Возрожденные "Искатели жемчуга"

      Бизе - автор одной из самых известных опер в мире "Кармен"! Даже те люди, которые не посещают театры и не интересуются классической музыкой, практически всегда узнают куплеты Тореодора или арию "L'amour est un oiseau rebelle" ("У любви, как у пташки крылья..." - как она звучит в русском переводе). И лично мое мнение на этот счет, что Бизе уже за одну "Кармен" можно назвать великим! К сожалению, другие его творения по разным причинам оставались в тени моего внимания. И вот благодаря трансляциям из Метрополитен-опера, у меня появился повод познакомиться с другой оперой этого французского композитора, которая называется "Искатели жемчуга"!
Kristian Schuller/Metropolitan Opera
Название было у меня на слуху, и я неоднократно слышала дуэт тенора и баритона из этого произведения, но этим мои познания ограничивались. Поэтому для меня стало приятным открытием то, что действие оперы разворачивается на острове Цейлон (или Шри-Ланка), что само по себе обещает нам нечто экзотическое в оформлении декораций и костюмов! И собственно, мои надежды не были обмануты.
За сценическое воплощение этой оперы в стенах Мета отвечала английский режиссер Пенни Вулкок. Время действия перенесено в наши дни. В постановке есть как атрибуты индийской культуры (сари, мехенди, статуя бога Брахмы и т.п.), так и знакомые предметы быта (холодильник, телевизор). Но при этом все очень гармонично. В спектакле вы не найдете дикое буйство красок, как это, например, свойственно болливудским фильмам. Здесь же, в цветовой гамме декораций превалируют темно-синие, сиреневые тона, на фоне которых выделяются броские оранжевые, красные одежды жителей деревни. Такой контраст очень выигрышно смотрится со сцены.
Photo: Metropolitan Opera
Один из самых запоминающихся моментов спектакля - это сцена плавания ловцов жемчуга в водах океана, которая сопровождает увертюру оперы. Интересные световые эффекты и воздушные акробаты с легкостью увлекли меня с собой на глубину Индийского океана. Я могла бы долго наблюдать за тем, как ловцы ныряют, а потом медленно плывут обратно на берег:).
В целом, постановку Вулкок я скорее отнесла бы к разряду традиционных, нежели современных. Мизансцены поставлены просто и со вкусом, в них нет никакого лишнего "переосмысления", нет ни одного затянутого момента. Опера по сути длится два часа (что еще не так уж и долго), но мне показалось будто я смотрела ее час, настолько быстро пролетело время!
Музыка Бизе чудесна!!! Многие критики говорят, что в партитуре есть музыкальные "жемчужины", но она не лишена и банальных фраз. Конечно, "Искатели жемчуга" проигрывают великолепной Карменситте как в музыкальном, так и в драматическом аспектах (персонажи здесь не такие противоречивые и объемные, как в "Кармен"). Возможно, это "плюс" работе постановщиков, но во время просмотра я не замечала слабые места этого произведения, настолько целостно все воспринималось.
Очень понравились хоровые номера, в особенности, хочется выделить "Brahma divin Brahma" в конце второго акта. Это хор-молитва во время шторма. В финале сцены огромная океанская волна накрывает  всю деревню, и все это под мощное звучание хора и оркестра! Эффект потрясающий, пробирает до мурашек!!! Конечно, нельзя обойти стороной самый известный фрагмент этой оперы - "Au fond du temple saint". Дуэт замечательный, в нем есть и любовь, и дружба, и некая грусть. Он является главной темой, проходящей через все произведение. Одна из самых напряженных сцен в "Искателях" - это сцена между Зургой и Лейлой в третьем акте. Драматически она, пожалуй, самая сильная в опере. Напряженный диалог этих двух персонажей - кульминация, поворотный момент всего сюжета.
Photo: Metropolitan Opera
Состав для новой постановки "Искателей жемчуга" подобрался прекрасный: Диана Дамрау (Лейла), Мэттью Полензани (Надир), Мариуш Квечень (Зурга).
Диана Дамрау - изумительная певица! Она настолько легко и выразительно поет каждую музыкальную фразу, все эти трудные пассажи, колоратуры! "O Dieu Brahma" в ее исполнении - сплошное наслаждение! Лейла - ранимая на первый взгляд жрица острова Цейлон, но внутри она очень смелая девушка. Она дает нам это понять, когда рассказывает историю из своего детства и во время противостояния с Зургой. Диана замечательно показала эти изменения в характере своей героини.
Мэттью Полензани лично для меня стал открытием этого спектакля! Ранее я смотрела с ним "Любовный напиток" и "Дон Паскуале", ни там, ни там он меня сильно не впечатлил. Но здесь он был милым и романтичным Надиром, которому без труда я поверила. А его исполнение арии "Je crois entendre encore" было безупречным!!! Я слушала как завороженная его pianissimo, которые приводили меня в полный восторг!
Photo: Metropolitan Opera
Мариуш Квечень воплотил привычную для себя роль "несчастного баритона", в данном случае роль Зурги. На мой взгляд, Зурга - наиболее многогранный герой из трех. Скажу честно, что персонажу Квеченя я симпатизировала больше всего. Ну а что? Он предложил Надиру снова стать друзьями, готов был простить его за то, что он соблазнил жрицу, а что имеет в итоге? Лейла любит Надира, а тот в свою очередь поступился клятвой вечной дружбы, чтобы снова быть с любимой. С одной стороны, Надира понять можно, но все же друг есть друг. Для Зурги это был настоящий удар, который вызвал в нем гнев. Для него дружба была священной, и возможно даже более ценной, чем любовь. Не зря он в своей арии "O Nadir tendre ami de mon jeune age" больше сожалеет о том, что Надир предал его, нежели о том, что Лейла предпочла другого. Квеченю идут такие герои, он их чувствует. Вокальное исполнение Квеченя местами было неидеальным, но в целом он был хорош.
Между тремя певцами на сцене была "химия", поэтому ты с головой погружался в события и искренне сопереживал героям.
Photo: Metropolitan Opera
Я очень рекомендую эту постановку тем, кто еще не знаком с "Искателями жемчуга"! Она красивая, динамичная и действительно преподносит нам эту оперу Бизе в наилучшем свете!

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения