"Мадам Баттерфляй" в Метрополитен-опера

"Мадам Баттерфляй" - одна из самых нежных и одновременно трагичных опер, когда-либо написанных. Это произведение нечасто ставится в театрах, по сравнению с такими операми Пуччини, как "Тоска" или "Богема", и стоит сказать, что в мире не так уж и много певиц, исполняющих партию Чио-Чио-Сан. Тем не менее, японский колорит в сочетании с божественной музыкой Пуччини не могут не привлекать, в результате чего время от времени в театрах появляются новые постановки этого шедевра.
"Баттерфляй" - одна из немногих опер, которая, чаще всего ставится в традиционном варианте, т.е. нет никакого переноса действия во времени или современных костюмов, что на мой взгляд замечательно. Сама по себе опера довольно интимная и даже статичная. В ней нет политики или каких-то грандиозных массовых сцен, это просто история любви. Поэтому артистам не стоит рассчитывать на то, что внешний антураж возьмет на себя хотя бы половину драматической составляющей спектакля. Именно от того, насколько убедительно они сыграют свои роли, будет зависеть успех всего мероприятия. Впрочем, это можно отнести к любой опере, но в "Баттефрляй"  это особенно важно. То же самое можно сказать и о работе режиссера: прежде всего, он должен помогать певцам создать полноценный образ на сцене, раскрыть чувства, заложенные в музыке, а не создавать излишние внешние эффекты, которые только будут отвлекать зрителей от внутренней драмы героев. И сегодня я хочу рассказать вам о постановке "Мадам Баттерфляй", где все компоненты (музыкальный, драматический и визуальный) гармонично сплетаются в единое целое, позволяя в полной мере погрузиться в атмосферу Востока и сопереживать юной Чио-Чио-Сан. Это продукция режиссера Энтони Мингелла для театра Метрополитен-опера.
Photo: Thomas Bowles/Metropolitan Opera
Премьера этой постановки состоялась в 2006 году. Для знаменитого британского кинорежиссера это был первый опыт работы в качестве оперного постановщика. Дебют прошел очень успешно, и, посмотрев этот спектакль, я теперь понимаю, почему.
На сцене нет декораций, как таковых. Дом Баттерфляй представляет собой раздвижные двери, кресло и маленький столик. Такая скромность, простота присущи и традиционным японским домам. В остальном же, все действие происходит на пустой сцене, в дальней части которой есть небольшое возвышение (откуда обычно появляются все герои). При этом "пустоты" драматической нет нигде! Большое значение уделено светорежиссуре, за которую отвечал Питер Мамфорд. Она здесь просто великолепна!!! Она придает опере некую "кинематографичность" (все-таки Мингелла - человек из мира кино) и очень точно подчеркивает настроение, эмоции героев в тот или иной момент: вначале оперы из темноты возникает красный свет, на фоне которого мы видим силуэт гейши с веерами, что мне сразу напомнило фильм "Мемуары гейши", а, например, в финале оперы сцена превращается в черное пространство, в котором свет падает только на оставшуюся в одиночестве Баттерфляй, что добавляет трагизма всей ситуации.
Photo: Marty Sohl/Metropolitan Opera
Другой, очень важной деталью Метовской "Баттерфляй" являются артисты театра Blind Summit Theatre. Они активно заняты в действии и создают неповторимую атмосферу в нескольких сценах. Одна из них, наверное, самая запоминающаяся, - это любовный дуэт Баттерфляй и Пинкертона. В партитуре это единственный, по-настоящему счастливый момент в жизни Чио-Чио-сан. К восхитительной музыке Пуччини, которая всегда наполняет все мое нутро любовью, когда я слышу этот дуэт, Мингелла создал на сцене нечто удивительное, завораживающее и романтичное! В темном пространстве главных героев окружают большие светящиеся шары (которыми как раз управляют артисты Blind Summit Theatre), выстраиваясь в разные последовательности, а сверху сыпятся маленькие розовые листочки, судя по всему, вырезанные в форме бабочек! Сложно, на самом деле, описать все это словами, (поэтому я вставлю ниже картинку), но я осталась в полном восторге от завершения первого акта!
Photo: Marty Sohl/Metropolitan Opera
Кроме бутафории, некоторые артисты Blind Summit Theatre управляли куклами. Сын Пинкертона в данной версии был именно куклой, что нисколько не убавило эмоциональности в его отношениях с Баттерфляй. Все выглядело так естественно, что в какой-то момент начинаешь воспринимать кукольного мальчика как живого. И было очень мило, когда на поклонах Кристина Ополайс вышла за ручку вместе со своим "сыном":).
Photo: Marty Sohl/Metropolitan Opera
Несмотря на всю красоту постановки, конечно, главными остаются певцы. Мария Зифчак была очень трогательной Сузуки, которая заботилась о своей госпоже и сильно за нее переживала. Без лишних слов скажу, что вокально Зифчак была тоже хороша. Дуэйна Крофта я впервые увидела в опере "Свадьба Фигаро" в Метовской постановке 1999 года. Он был просто изумительный Граф Альмавива, поэтому для меня было приятной неожиданностью увидеть его в "Баттерфляй". Но честно сказать, он здесь уже не блистает так, как раньше. Ввиду возраста его голос звучит уже не так ярко и свежо, а в его интерпретации Шарплеса мне не хватило сочувствия к Баттерфляй, обеспокоенности за ее судьбу, что я всегда видела для себя в этом образе. Шарплес получился простым свидетелем событий, он, конечно, таким и является, но все-таки в начале оперы он, как человек более зрелых лет, пытается образумить Пинкертона, пока не поздно. Мне кажется, Крофту не до конца удалось раскрыть характер своего персонажа.
Photo: Marty Sohl/Metropolitan Opera
Роберто Аланья - певец с харизмой, который всегда вживается в предложенный ему образ, особенно, это видно в его взгляде. Его Пинкертон - молодой и пылкий юноша, которого "потянуло" на экзотику. Я думаю, он был очарован Чио-Чио-сан, был влюблен, но не более того. И, видимо, по молодости он не задумывается всерьез о последствиях. И знаете, Пинкертон в исполнении Роберто Аланья не вызывает у меня столь большую антипатию, как это обычно бывает. Его раскаяние в последнем акте, то, как он боялся смотреть в глаза Баттерфляй, и как он рыдал в конце заставило меня поверить в то, что все-таки какие-то проблески совести в этом Пинкертоне были, и что он никак не хотел такого исхода для нее. Как певец Аланья уже прошел момент пика своей карьеры, сейчас он звучит не так легко и звонко как раньше, в более молодые годы. Но у меня язык не поворачивается его сильно критиковать, так как артист он до сих пор замечательный и убеждает меня в каждой своей роли.
Photo: Marty Sohl/Metropolitan Opera
Перейдем к главной героини оперы - к Мадам Баттерфляй. Сказать, что это роль сложная - это ничего не сказать! Это просто адски сложная задача для любой певицы, которая решится спеть эту партию. Мало того, что исполнительница, не покидая сцены, поет практически на протяжении трех актов, так еще и драматически эта роль выжимает из тебя все соки. Будь я оперной певицей, я бы не согласилась петь эту партию. У меня бы точно не хватило сил и нервов за два с половиной часа пережить и пропустить через себя такую историю! Поэтому то, что делает в этом спектакле Кристина Ополайс достойно восхищения!
Photo: Marty Sohl/Metropolitan Opera
Это вторая опера, которую я с ней посмотрела, первая была "Богема", когда ей срочно пришлось заменить Аниту Хартиг. И тогда, несмотря на весь ее героизм, я не могу сказать, что была восхищена ее исполнением. Из-за сложившейся ситуации у Ополайс не было времени "влиться" в спектакль, поэтому она была очень сосредоточенна и не смогла по-настоящему стать Мими. Так что мое первое знакомство с ней было не совсем удачным. Но, прочитав несколько положительных отзывов об ее игре и пении, я надеялась, что в этот раз все должно сложиться по-другому. И я не была разочарована! У Кристины очень приятный тембр, который очень подходит героиням Пуччини. В этот раз она действительно прожила свою роль на сцене. В ее взгляде было выражено все: в день свадьбы - он был полон любви, в момент ожидания Пинкертона - в нем была надежда и боль, а когда она решает проститься с жизнью - в ее глазах видна решительность и безысходность. Меня очень тронула история Баттерфляй в исполнении Ополайс. Я читала в одном из интервью, что эта партия - одна из ее самых любимых, и видно, что Кристина отдает всю себя на сцене, без остатка!
В общем и целом, постановка просто замечательная, мне кажется, что она порадует как знатоков этой оперы, так и тех, кому еще только предстоит с ней познакомиться! Всем смотреть!

Комментарии

  1. Спасибо за такую замечательную рецензию. Постараюсь на каникулах Посмотреть! Я тоже Ополайс первый раз в той самой "Богеме" увидела. Ты наверное догадываешься почему)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения